Семинар для учителей начальных классов.

28.01.2022

 В МБОУ "СОШ №5 г. Урус-Мартан" проведен семинар для учителей начальных классов на тему: « Функциональная грамотность как планируемый результат обучения школьников».

 

Цель: повышение мотивации и формирование интереса у учителей к процессу формирования у учащихся практических навыков развития функциональной грамотности.

 

 

 

 

Протокол школьного методического семинара

 «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения школьников»

Дата проведения : 28.01.2022

Актуальность: Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.

    Учителя школы должны не только донести знания до учеников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни за пределами школы, а также во время обучения удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самореализации. Именно от грамотности и образованности учителей зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.         Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности. Этим и объясняется необходимость проведения ряда семинаров по функциональной грамотности, его соотнесением с социально-личностными потребностями, непрерывностью образовательного процесса.    Цель: повышение мотивации и формирование интереса у учителей к процессу формирования у учащихся практических навыков развития функциональной грамотности.

Задачи: 1. Познакомить с международными сравнительными оценочными исследованиями функциональной грамотности учащихся.

Раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся», «профессиональная компетентность учителя». Рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования. 4. Познакомить с приёмами работы на уроках (использование банка заданий по функц. грамотности), способствующих развитию функциональной грамотности у учащихся.

План семинара:

 Презентация 1

Функциональная грамотность в современном образовании (Шамилова Е.Б. учитель начальных классов)

 ФГ - этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

 Презентация 2

Общие подходы к определению функциональной грамотности учащихся основной школы. Концептуальные рамки разработки учебно-методических материалов для оценки функциональной грамотности учащихся. (Байсаева З.Ш. учитель начальных классов)

 Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, имеет разнообразные формы проявления. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться только академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Таким образом проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Итак, функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей); – способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; – умеющий отвечать за свои решения; – способный нести ответственность за себя и своих близких; – владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; – для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление; – легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; – хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; – владеющий современными информационными технологиями.

 Презентация 3

Алгоритм работы с банком заданий по формированию функциональной грамотности Ибрагимова О.А. заместитель директора по УР Доклад: Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках в начальной школе. Чупикова С.А.- учитель начальных классов

     Подведение итогов.

Итоги семинара. Таким образом современных школьников необходимо учить самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А учителю необходимо развивать в своих учениках, умение анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить, а также создавать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Все методы, приёмы, технологии и формы организации используемые учителем, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Рефлексия «Мозговой штурм»

Когда появился термин «функциональная грамотность»? В каких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированности функцинальной грамотности? Как определяют термин «функциональная грамотность»? Какие виды функциональной грамотности существуют? Каковы отличительные черты функциональной грамотности? Условия, необходимые для формирования и развития функциональной грамотности школьника? Какими компетенциями должен обладать учитель? Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?

Решение: 1). Изучить более детально вопросы функциональной грамотности на заседаниях ШМО и применять в практике.

2) Использовать задания из банка заданий по функциональной грамотности в работе.